Как правильно управлять автоматической и механической коробкой передач

Как правильно управлять автоматической и механической коробкой передач

Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Именно любители, так как эта тема, скорее всего, будет неинтересна тем, кто уже уверенно чувствует себя за рулем, даже во время движения в городском цикле.

А вот тем водителям, которые только собираются сесть за руль своего авто, наверняка будет интересно знать, как управлять механической и автоматической коробкой передач. В принципе, управление автоматической или механической коробкой передач, не представляет собой каких-либо трудностей. Нужно просто усвоить алгоритм и выполнять некоторые правила управления. И всё.

Управление механической коробкой передач

Механизм управления МКПП включает в себя: педаль сцепления, ручку переключения передач и… всё. Вы можете удивиться, ведь под ногами в салоне три педали. К этому подойдем чуть ниже.

Нужно запомнить, что управлять механической коробкой легче при определенной скорости движения, которой соответствует определенная передача.  Как правило, чем ниже передача, тем тяжелее её включать. Это связано с большей разницей в передаточном отношении, между оборотами двигателя и колес.

В современных автомобилях используются 5-ти ступенчатые и далее, коробки. Вы должны понимать, что обозначение , например, 5-ти ступенчатая механическая коробка означает наличие: 4-х передач для движения вперед, и одной передачи для движения «задним ходом».

На рукоятке переключения передач, обычно нанесена маркировка, которая позволяет увидеть, каким образом включаются передачи. Через определенный промежуток времени, вы доведете управление механической коробкой до автоматизма, и эта схема уже не будет нужна.

Передачи нумеруются цифрами: 1,2,3,4, а «заднего хода» обозначается латинской буквой «R».

Классический алгоритм соотношения «передача КПП – скорость авто»:

  • I передача – 5км/ч, т.е. начало движения, затем во время движения, постарайтесь избегать включения первой передачи. Даже при скорости 5-10 км/ч, авто отлично себя чувствует на II передаче;
  • II – 5-20 км/ч, практически сразу переключается после начала движения с I передачи;
  • III передача – 20-40 км/ч;
  • IV – 40-60 км/ч и более, если МКПП 5-и ступенчатая;
  • V передача – не менее 70-ти км/ч.

Как правильно переключать механическую коробку передач?
При переключении с низкой передачи на высокую, желательно, чтобы обороты двигателя были 2500-3000. При переходе на низкую передачу с высокой, переключение желательно осуществлять в убывающем порядке. Т.е. с 5 на 4, с 4 на 3 и т.д.

На самом деле, опытный водитель, а вы таковым станете обязательно, выполняет эту последовательность переключения, быстрее, чем мы с вами читаем именно этот текст. Такой порядок переключения может вам понадобится в зимнее время, когда придётся тормозить передачами на скользкой дороге.

Как правильно производить переключение передач на МКПП:

  • выжимаем педаль сцепления (этим мы рассоединяем трансмиссию и двигатель);
  • включаем нужную нам передачу;
  • одновременно плавно: отпуская педаль сцепления, добавляем газ. Всё. Едем дальше.

С учетом того, что механическая коробка передач – агрегат достаточно надежный, то вывести его из строя сложно. Единственное правило при эксплуатации МКПП – постоянный контроль уровня масла.

Управление автоматической коробкой передач

Хотя и считается, что управлять АКПП – легко, и «умный автомат» всё за вас сделает сам, всё же перед тем, как управлять автоматической коробкой передач: почитайте инструкцию производителя. И не забудьте полистать «народные» правила пользования АКПП.

Управление автоматической коробкой передач, требует от водителя, в первую очередь, знания обозначений на рукоятке селектора АКПП. Автоматическая коробка стандартно имеет основные и дополнительные режимы работы. А вот их мы и рассмотрим.

Основные режимы АКПП

  • «Р» (Park) – означает парковочную блокировку при которой ведущие колеса авто заблокированы. Блокировка происходит внутри АКПП, и к стояночному тормозу отношения не имеет.
  • «R» (Reverse), на современных отечественных моделях авто – «Зх» – означает задний ход. Включается только после полной остановки авто.
  • «N» (Neutral), на современных  отечественных авто – «Н» – означает нейтральный режим и должна включаться на кратковременных стоянках.
  • «D» (Drive),  на отечественных – «Д» – как вы уже поняли, означает движение вперед
  • «L» (Low), на отечественных авто – «ПП» (принудительно понижающая), или «Тх» пониженная передача, «тихий ход». Положение предназначено для движения авто при сложных дорожных условиях.

Дополнительные режимы АКПП
Для чего они? Современная автоматическая коробка передач имеет большое число рабочих диапазонов. И поэтому применяются дополнительные режимы, которые могут иметь иное обозначение. Эти режимы, при кажущейся сложности, облегчают управление автоматической коробкой передач. Итак.

  • «(D)», или «O/D» – овердрайв, т.н. ступень с передаточным отношением, менее единицы. Обеспечивает равномерное движение авто на трассах;
  • «D3», или «O/D OFF» – включение I, II и III передач, либо отключение овердрайва. Этот режим наиболее оптимален при движении в городском цикле.
  • «S» (или цифра «2») – дополнительный диапазон пониженных передач (т.н. Зимний режим);
  • «L» (или цифра «1») – дополнительный диапазон пониженных передач (I передача).

Кроме того, дополнительные режимы могут быть реализованы в виде кнопочных переключателей:

  • «Sport» либо «Power» – позволяет производить более динамичный разгон на высоких оборотах;
  • «Winter» либо «Snow» – режим предотвращающий пробуксовку колес при трогании. Рекомендуется применять только в условиях гололеда или грязи. Постоянное движение в данном режиме нежелательно.

Вот, пожалуй, и всё, что вам понадобится для начала освоения управления механической или автоматической коробкой передач.

Успехов, будьте внимательны, и всё у вас получится.

Оцените статью
Cartore.ru — ремонт и обслуживание автомобилей своими руками
Adblock
detector