Рулевое управление автомобиля — регулировка, возможные неисправности и ремонт

Фотография рлевого привода

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Неисправное или неотрегулированное рулевое управление – это одна из тех причин, по которой следует отказаться от поездки, какой бы она важной не была.

Неполадки органов управления являют одной из самых распространенных причин, по которым случаются дорожно-транспортные аварии. Незначительные, на первый взгляд, изменения жесткости рулевого колеса или другие непривычные (нештатные) проявления в управлении однозначно указывают на то, что необходимы регулировка или ремонт рулевого управления.

Несмотря на то, что каждый автолюбитель, беспокоящийся о состоянии своего авто и собственной безопасности, старается устанавливать только качественные запчасти, рано или поздно проблема возвращается.

Мы ведь прекрасно понимаем – нет деталей и запчастей «на всю жизнь». С этим надо смириться, ведь неисправности рулевого управления провоцируются такими факторами, как:

  • отвратительное состояние дорожного покрытия;
  • неправильная эксплуатация в агрессивном режиме,
  • пренебрежение проведением периодических технических осмотров;
  • неквалифицированный ремонт и использование некачественных запчастей;
  • превышение максимально допустимого срока эксплуатации деталей, узлов и механизмов рулевого управления.




Регулировка рулевого управления

Рулевое управление автомобиля

Далеко не все тревожные симптомы, которые получает водитель, контактируя с рулевым управлением, указывают на его неисправность. Как и у множества других узлов, при условии использования исправных деталей, у рулевого управления некоторые показатели работы подлежат регулированию.

Один из самых первых показателей необходимости ТО, на которые следует обращать внимание – люфт в рулевом управлении.

В правилах дорожного движения можно найти указание, что суммарный люфт в рулевом управлении должен быть в пределах 10 градусов. Данное утверждение вызывает много вопросов о том, что есть «суммарный люфт» и как определить его размеры.

Как известно, рулевое управление настраивается таким образом, чтобы при повороте руля колёса начинали поворачиваться не сразу. Движение руля до того момента, пока не начнётся поворот колёс, называется свободным ходом.

Наличие этого явления обусловлено естественными рабочими зазорами между разными деталями рулевого управления, особенно червяком и роликом или рейкой и шестернёй для разных типов систем.

Люфт в рулевом управлении – это, по сути, такой же холостой ход руля, но его причина – неисправности рулевого управления. В результате эксплуатации автомашины происходит износ деталей, и угол холостого хода руля увеличивается, при этом на этот параметр оказывают влияние уже одновременно свободный ход и люфт, что и называется суммарным люфтом в рулевом управлении.

Рулевое управление от Nissan
«Умное» рулевое управление

Люфтомер рулевого управления подскажет, как регулировать

Свободный ход руля – параметр, который поддаётся регулировке. Для этого на червячно-роликовом механизме и рейке предусмотрены специальные винты.

Определить, каков люфт в рулевом управлении и величину свободного хода можно с помощью специального прибора – люфтомера.

Принцип его работы прост: на рулевой колонке закрепляется градусная шкала, а на рулевом колесе – стрелка.

При повороте руля фиксируется начальное положение и показания стрелки, когда колёса начинают приводиться в действие. Разница между показаниями и есть искомая величина в градусах.

Основные неисправности рулевого управления

Если люфт в рулевом управлении не устраняется путём настроек рулевого механизма, значит налицо очевидный износ или поломка деталей. Кроме винта на механизме, который регулирует прижатие рабочих частей рулевого механизма друг к другу, иных настроек не предусмотрено.

В связи с этим при появлении тревожных симптомов, указанных ниже, неизбежен ремонт рулевого управления. Судя по вешним признакам, можно диагностировать некоторые поломки:

  • стук в рулевом управлении при движении может указывать на износ шарниров наконечников рулевых тяг или ослабление креплений шаровой опоры;
  • биение в рулевом колесе возможно при нарушении настроек колёс, износе деталей рулевых тяг или выходе из строя подшипника рулевой колонки;
  • люфт в рулевом управлении сверх установленного предела может свидетельствовать об износе рабочих деталей рулевого механизма, передающей пары и наконечников рулевых тяг.

В любом из перечисленных случаев ремонт рулевого управления может производиться, как на автосервисе, так и своими руками. Для этого вам будет необходимо: правильно диагностировать неисправность, приобрести ремкомплект для той или иной части рулевого механизма, и заменить вышедшую из строя деталь.





Не проходи мимо, поделись с друзьями !