Датчик коленвала — где найти и как он устроен




Датчик коленвала

В любом из автомобилей с лёгкостью можно найти два-три десятка датчиков. Однако на особом счету в авто, оборудованных инжекторными моторами, находится датчик положения коленвала. Сокращенное его название в технической литературе  – ДПКВ, хотя могут встречаться и другие варианты. Это единственный датчик, который предназначен не только и не столько для получения информации, как для обеспечения работы двигателя.

Если это устройство вышло из строя или отключено, вы никогда не сможете завести мотор. И, чтобы этого не случилось, вместе попробуем найти ответ на вопросы о том, для чего нужен датчик коленвала, каково его устройство и принцип действия, как поступить в случае неисправности? За что отвечает датчик коленвала?

Мотор работает стабильно только в случае, если процессы образования горючей смеси, воспламенения и выхлопа чётко синхронизированы между собой. В инжекторных моторах, где топливо впрыскивается внутрь камеры сгорания, это сделать гораздо сложнее, чем у карбюраторных версий. Очевидно, что отдавать «команду» для подачи горючетопливной смеси в цилиндры (в каждый) и воспламенение свечи должна высокоточная электроника.

Отправной точкой для подачи таких команд должно быть положение коленчатого вала. Именно со шкива коленчатого вала было решено снимать информацию о его положении и скорости вращения, а занимается этой работой датчик коленвала.

Принцип работы датчика коленвала

Обзор датчика коленвала

Движущей силой, заставляющей электронику своевременно подавать топливо и искру, является элеткромагнитный импульс. Сам датчик находится в непосредственной близости от зубчатого обода шкива генератора, установленного на торце коленчатого вала. Зубы с пробелами изготовлены исключительно для нужд датчика. Природа появления импульса, дающего отсчёт для дальнейшей цикличной синхронизации, может быть разной:

  • индуктивная – зубец синхронизации проходит через магнитное поле датчика;
  • эффект Холла – между собой взаимодействуют магнитные поля диска и датчика;
  • оптическая – срабатывание при прерывании светового потока.

Предпочтение отдают первой версии, так как такой принцип действия позволяет работать без дополнительных источников энергии, а кроме этого использовать датчик для  того, чтобы измерять частоту вращения вала и скорости автомобиля.

Длина датчика коленвала
Расположение датчика коленвала
Датчик коленвала
Датчик коленвала
Упаковка датчика
Расположение датчика

Где находится датчик положения коленвала и как он устроен?

Проверка датчика положения коленвала

Расположение датчика коленвала зависит от производителя марки или модели вашего автомобиля. В любом случае искать его необходимо в непосредственной близости от шкива коленчатого вала. Обычно используют два варианта крепления:

  • на корпусе масляного насоса;
  • на отдельном металлическом кронштейне.

Независимо от того, где стоит, устройство датчика коленвала в разных автомобилях почти не отличается. По конструкции это обычный электромагнит с сердечником и обмотками. Достаточно простое конструктивное решение предполагает, что ломаться он не должен. В действительности датчик редко выходит из строя. Электромагнит надёжно закреплён в пластиковом корпусе, от которого отходит электрокабель в эластичной изоляции, заканчивающийся клемным разъёмом. Минимум составных частей и особенности устройства не позволяют проводить ремонт датчика – он не разбирается. В случае поломки, его просто меняют.

Как производить замену датчика оборотов коленчатого вала

Опытные водители настоятельно рекомендуют в наборе ремонтных частей автомобиля иметь запасной ДПКВ. Много места он не занимает, стоит недорого, однако, в случае поломки запустить мотор можно только после его замены. Порядок замены достаточно прост:

  • установив, местоположение датчика, необходимо отключить электропитание, сняв контакты с аккумуляторной батареи;
  • от электронного блока управления отключается разъём провода датчика (провод может отключаться на самом датчике);
  • датчик снимается после отвинчивания крепёжного болта.

Соответственно, установку детали нужно производить в последовательности обратной снятию. При монтаже важно сохранить величину зазора между торцевой частью датчика и зубьями шкива.



Не проходи мимо, поделись с друзьями !