Изменения ОСАГО 2019 были приняты в начале года. Это не окончательное гос регулирование, еще рассматриваются дальнейшие законопроекты. Но уже на данном этапе автовладельцам стоит знать о нововведениях, чтобы понимать, как обезопасить себя. Ведь обязательное страхование предназначено защищать интересы пострадавших в ДТП, а также вести подробный учет злостных нарушителей закона.
Назначение «автоцивилки» осталось прежним: возмещение ущерба, привлечение к ответственности виновников аварий, урегулирование порядка на дорогах и прочее. За отсутствие бумажного доказательства своевременной выплаты ОСАГО предполагается взыскание конкретной суммы. Получить страховку возможно, как в бумажном, так и электронном варианте.
Причины и цели реформы
Основными причинами реформы стало отсутствие безукоризненности процедуры и системы, в целом. Автовладельцы жалуются на увеличение количества недобросовестных страховщиков, норовящих нажиться на доверчивых гражданах. А водители потом несут ответственность за неподлинные документы, плюс теряются деньги.
А официальные страхователи не довольны особенностью системы, заключающейся в больших финансовых потерях. Так происходит из-за относительно немалого количества незарегистрированных ТС и их владельцев в ОСАГО. Большинство не хочет этим заниматься, так как оплатить один или два штрафа в год выйдет гораздо дешевле, чем оформлять обязательный полис. Это также стало проблемой.
Цель реформы состоит в индивидуальном расчете коэффициента для выплаты «автоцивилки». Этот шаг позволяет выплачивать минимальную сумму тем, кто не приносит особого вреда на дорогах: ТС относительно новое, водитель дееспособен и подходит по возрастной категории, а также нет признаков участия в аварии в последнее время.
Планируется за несколько лет преобразовать систему настолько, чтобы она не нуждалась в дополнительном регулировании и отвечала поставленным целям, имела долгосрочную перспективу. Необходимо создать условия, минимизирующие вероятность мошенничества, привлекающие к ответственности всех участников дорожного движения, регулирующие своевременное исполнение обязанностей владельцев транспортных средств и прочее.
Как теперь вычисляются тарифы
Изменение тарифов ОСАГО произвел Центробанк, рассчитывая на положительное влияние расширения списка категорий. Они позволяют точнее определить, какую сумму должен оплачивать данный водитель, исходя из того:
- в какую возрастную категорию входит водитель, а также учитывается его опыт вождения;
- есть ли и какой накопился коэффициент бонус-малус, он включает уменьшение оплаты при безаварийной езде, плюс может прибавить денег за наличие страховых случаев;
- в каком районе производилась регистрация;
- какова производительность двигателя.
Два последних пункта ожидают исключения из списка, об этом, предположительно, также будет идти речь на осенних слушаниях.
Как это выглядит в цифрах
Внесение изменений в полис ОСАГО коснулось и тарифного коридора, он стал шире на 20% с каждой стороны. Это означает для владельцев легковых авто, зарегистрированных на физическое лицо, выплату, рассчитанную специальным коэффициентом, в размере от 2746 до 4942 руб. Если лицо юридическое, то наименьшее значение 2058 рублей, а максимум – 2911 руб.
Таксисты вынуждены уплачивать суммы, больше остальных «легковушек», ведь они постоянно в дороге. Они и без того обязаны проходить техосмотр раз в 6 месяцев. От их исправности зависит много жизней в сутки.
Коэффициент рассчитывается, исходя и из возраста водителя. Чем он моложе и имеет меньше опыта, тем больше будет цифровое значение. А вот дееспособные владельцы зрелого возраста с высоким стажем могут рассчитывать на КВС в 2 р. меньше неопытной молодежи.
Чего еще ожидать от Министерства финансов в скором времени
Минфин планирует и далее оптимизировать процедуру получения «автоцивилки», в ближайшее время они планируют рассматривать ряд вариантов. Один из них – введение вариативности суммы выплаты ОСАГО: 500 тыс., 1 млн. или 2 млн. руб. Эти деньги будут вкладом в полис на три последующих года. При том, что сейчас продолжительность одного бланка для многих составляет год.
Также они ставят вопрос о еще большем расширении тарифного коридора, чтобы владельцы авто стремились не нарушать закон, хотя бы по причине финансовой выгоды. Одно из условий такого решения – максимальная сумма не должна отличаться от базовой цены, обозначенной ЦБ, более чем в 3 раза.
Преобразования, касающиеся электронного варианта полиса
Изменений в процедуре подписания бумажного договора на получение страховки не наблюдается, вопросов по этому поводу не было. А вот относительное нововведение электронного варианта требовало доработок. Основные изменения:
- Преобразование перечня требований к скан-копиям документации, подаваемой таким образом страховщику.
- Заключение не означает немедленное вступление в силу документа. Для дополнительных проверок понадобится 3 дня с момента подписания.
- Каждый клиент должен иметь личный кабинет, авторизация возможна по номеру телефона, но только для одного заказчика.
- Электронная подпись предполагает наличие в составе символов из латинского алфавита и арабских цифр.
- Теперь Росгосстрах разрешил заключать сделки по выплате и оформлению «автоцивилки» на его сайте.
С электронным договором процедура должна стать гораздо проще, без изнурительных поездок в другую часть города, а также – заметно уменьшится мошенническая деятельность. Доступность подписания и предоставления бумаг означает, что больше автомобилистов захочет в этом участвовать, а это улучшит общую ситуацию на дорогах.
Есть мысли о том, что, со временем, она заместит бумажную волокиту, в результате, сотрудники ГИБДД смогут доподлинно и быстро проверять неплательщиков и подлинность документации.
Заключение
Реформы процедуры оформления ОСАГО, принятые в январе, уже вступили в силу и являются полноценной частью процесса. Вычисление тарифов по 58 категориям производится перед тем, как заключить договор с автовладельцем или его представителем, имеющим доверенность. Эти распределения касаются возрастных особенностей, опыта водителя, региона регистрации, мощности движка и частоты попадания в аварии, создания ДТП.
Электронные договора теперь имеют дополнительную степень защиты от мошеннических схем, а также приближены к бумажному варианту в организационных моментах. Подпись осуществляется тоже через интернет, а вот на руках иметь документ все равно обязательно, за его отсутствие налагается штраф от 500 до 800 российских рублей.
Уже осенью этого года можно ожидать дополнений к вышеупомянутым преобразованиям, а также улучшения контроля неплательщиков, а еще тех, кто пользовался поддельными страховыми бумагами. Есть необходимость «зачистки» компаний, за которыми наблюдалась недобросовестная страховая деятельность под соусом низких цен и других привилегий. Возможно, будет увеличен срок действия полиса, а еще установлена вариативность суммы выплаты.