Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Любой из современных автомобилей – это совокупность сложнейших механизмов и электронных устройств. С появлением новых моделей, конструкторы спешат сообщить о разработке инновационных систем. Соревнование между изобретателями и дизайнерами обусловлено высокой конкуренцией между многочисленными производителями и желанием улучшить свои авто в таких направлениях:
- более привлекательный дизайн;
- повышение уровня безопасности;
- обеспечение максимально комфортного управления.
Точно также в 1925 году американский инженер Френсис Дейвис заявил о том, что им изобретено уникальное устройство – гидроусилитель рулевого управления. Тогда мало кто понимал, какое значение эта разработка будет иметь для современных машин. А сегодня, подавляющее большинство легковых машин, а также практически все грузовые транспортные средства и автобусы оборудованы этим полезным предметом.
Задачи и принцип работы гидроуслителя рулевого управления
Любой из автолюбителей, которым довелось управлять машинами с гидроусилителем руля (ГУР) и без него, однозначно могут заявить, что механизм этот действительно полезен и значительно облегчает управление. Главная задача гидроусилителя – это увеличение усилия, которое водитель прикладывает к рулевому колесу для совершения манёвров. Таким образом, для поворота рулевого колеса необходимо прикладывать вдвое меньше силы, чем в машинах с обычным механическим приводом.
Если для легковых авто этот вопрос не столь важен, то, установив обычную механику на большегрузные тягачи, повернуть колёса усилием руля практически невозможно. Гидроусилитель рулевого управления – это зачастую единственный способ обеспечить некоторым транспортным средствам управляемость.
Гидроусилитель представляет собой насос, который создаёт давление масла в своей герметичной системе. Пока руль находится в положении «прямо» масло свободно через клапан циркулирует по системе. Как только начинается вращение руля, специальный механизм открывает канал для масла, которое создаёт дополнительное усилие на рулевой механизм. Описанный в двух предложениях принцип работы усилителя совершенно не отображает всего процесса, а лишь даёт поверхностное представление о работе системы.
Гидроусилитель рулевого управления – все «за» и «против»
Как и у любого другого полезного устройства, у гидроусилителя имеются не только полезные свойства. Безусловно, значительное снижение усилия водителя на рулевое колесо имеет свои плюсы. Водитель меньше устаёт и чувствует себя в пути очень комфортно, однако, есть негативные качества этого механизма, о которых необходимо знать.
Их немного:
- потеря информативности руля на высокой скорости;
- увеличение расхода топлива и масел;
- усложнение системы рулевого управления;
- более дорогое обслуживание.
Насос гидроусилителя в классическом исполнении работает от коленчатого вала двигателя машины. Отсюда следует, что с увеличением количества оборотов коленвала увеличивается и давление масла в системе, что в свою очередь делает управление ещё более лёгким. На практике оказывается, что на малых скоростях гидроусилитель помогает водителю, а на большой скорости делает колёса более чувствительными к поворотам руля, а управление менее информативным.
Гидроусилитель рулевого управления, имея постоянное соединение с коленвалом мотора, отбирает часть мощности, что неизбежно приводит к увеличению расхода топлива. Мало кто поспорит, что лишнее, хотя и полезное, устройство в машине потребует обслуживания и ремонта, а значит увеличения расходов на содержание машины. Отчаиваться нет причин, ведь современные гидроусилители имеют скоростные датчики и очень точно регулируют давление масла в зависимости от скорости машины.
Кроме этого часто стали использоваться электроусилители, которые имеют независимый привод и ещё более удобны в эксплуатации.