Когда речь заходит о замене подшипника ступицы, большинство автолюбителей, напрочь забывает о том, что задние колёса переднеприводных машин, также вращаются благодаря этим устройствам. Почти все новые отечественные автомобили имеют передние ведущие колёса.
Кардинального отличия в устройстве ходовой части машин отечественного автопрома не имеется, в связи с чем, изложенный ниже материал может быть применен как к ВАЗовским моделям 2108, 2109, 2110, «Приора», так и к другим авто с независимой задней подвеской.
Когда следует проводить ремонт задней ступицы?
Ступичные подшипники, в процессе эксплуатации, испытывают существенные нагрузки. Появление даже незначительного люфта чревато потерей управляемости. Задним колёсам при этом, внимание уделяется мало, хотя состояние подшипников также существенно влияет на комфорт и безопасное управление.
Каждая деталь автомашины, тем более имеющая подшипник, имеет свой ресурс. Рано или поздно наступает время, когда приходится задуматься о ремонте. В отношении подшипников сложно устанавливать какой-либо точный пробег, ведь на срок его эксплуатации оказывают влияние масса факторов:
- качество изготовления;
- наличие и состояние смазки подшипника;
- стиль езды и состояние дорожного полотна;
- загруженность автомобиля.
Обычная наблюдательность и постоянный контроль помогут своевременно выявить неполадку и устранить. Иногда можно заметить, как владелец автомобиля, подходит к задним колёсам и бьёт ногой по боковой части покрышки. Незнающему человеку это представляется вредительством, а в действительности так многие проверяют люфт. Более внимательно изучить состояние подшипника можно, приподняв автомобиль на домкрате и «подвесив» колесо. Кроме повышенного люфта очевидными признаками, указывающими на то, что срочно необходима замена подшипника ступицы, являются:
- шум, исходящий от задних колёс в движении;
- скрежет и вибрация от задней части.
Ремонт ступицы – подготовка и порядок проведения
Как к любому другому ремонту, к замене подшипников на ступицах необходимо подготовиться. Обычного комплекта автоинструментов будет недостаточно и придётся обзавестись или позаимствовать дополнительные приспособления: специальные съёмники для снятия ступицы с полуоси и выпрессовывания подшипника из ступицы.
Приступая к непосредственно-практическому изучению вопроса о том, как поменять подшипник ступицы, следует выполнить следующие подготовительные действия:
- помыть и просушить автомобиль, в особенности ходовую часть;
- установить авто на месте ремонта, включить первую передачу КПП, подставить под передние колёса упоры («козлы»);
- поднять домкратом колесо, на котором будет проводиться замена.
Перед тем как приступить к ремонту, естественно, необходимо закупить новые подшипники и ступичные гайки, которые часто продаются в одном комплекте.
Замена подшипника ступицы производится в таком порядке:
- снимается колесо;
- снимается тормозной барабан с колодками;
- отгибается контрящий изгиб бортика ступичной гайки;
- откручивается гайка, для чего понадобится ключ с дополнительным рычагом;
- с помощью съёмника «стаскивается» ступица с подшипником с полуоси;
- ступица закрепляется в тисках и извлекается стопорное кольцо;
- с помощью съёмника выпрессовывается старый подшипник;
- ступица промывается бензином и протирается ветошью;
- в ступицу запрессовывается новый подшипник (это можно сделать с помощью запрессовки или через втулку, по диаметру чуть меньше диаметра наружной обоймы, забивая молотком);
- устанавливается стопорное кольцо;
- ступица устанавливается на полуось, для чего внутренняя обойма подшипника напрессовывается через оправку подходящего диаметра (чуть больше внутреннего диаметра внутренней обоймы подшипника);
- закручивается ступичная гайка и контрится с помощью сгибания бортика гайки в паз полуоси;
- устанавливаются тормозные колодки, диски, закрывается защитный колпак;
- устанавливается колесо, автомобиль снимается с домкрата.
Все. Можно ехать с чувством удовлетворения и выполненного долга.
Как заменить подшипник ступицы без вспомогательных приспособлений
Далеко не каждый автовладелец сможет найти для работы спецустройства. Не проблема. Вполне можно справиться и без технических помощников. Первое для чего понадобится съёмник – это снятие ступицы. Для этого можно воспользоваться обычными «монтажками», которые имеются в любом наборе автоинструментов для разбортирования колеса. Хорошо подходит для этой работы полуось заднего моста от любо автомобиля ВАЗовской «классики».
Ещё один способ – использование длинных болтов с резьбой, как на колёсных болтах. Болты завинчиваются в два отверстия ступицы и закручиваются до того момента, пока не упрутся в тыльный защитный кожух. Далее следует равномерно проворачивать оба болта, которые будут стягивать ступицу. Искать съёмник всё же придётся, если после снятия ступицы, внутренняя обойма подшипника останется на своём месте.
Снять и вставить подшипник непосредственно в ступице можно с помощью круглой оправки, которая будет свободно входить в ступицу, и упираться в наружную обойму подшипника. Удачного вам ремонта.