При появлении нехарактерных для исправного автомобиля звуков и шумов обязательно следует искать источник их происхождения. Если шум, появляющийся в движении, исходит от задних колёс и меняет свою тональность при выполнении маневров, то необходима замена подшипника задней ступицы.
Проверка подшипника и подготовка к ремонту
В справочной автолитературе можно найти информацию о том, какой ресурс имеют некоторые детали автомобиля. Для подшипников ходовой части срок жизни составляет примерно 100 тыс. км. Число это весьма условно.
На продолжительность использования ступичных подшипников могут повлиять такие факторы, как:
- интенсивность использования автомобиля и стиль вождения;
- состояние дорожного полотна в регионе использования авто;
- качество установленных ранее деталей;
- частая перевозка грузов, неравномерное распределение грузов, перегруз, использование прицепа.
В отличии от ступицы передних колес, с задними чаще приходится сталкиваться с тем, что необходимость замены подшипника ступицы возникает гораздо раньше, чем это ожидает автолюбитель. Учитывая, что подавляющее большинство автомобилей, которые выпускает отечественный и зарубежный автопром, имеют передний привод, следует рассмотреть вопросы диагностики и ремонта ступичного узла задних колёс именно таких авто.
Появление характерного шума от задних колёс в движении – это лишь первый признак, указывающий на износ подшипников. Для начала работ необходимо убедиться в правильности поставленного «диагноза». Задние колёса следует поочерёдно вывесить, приподняв угол кузова домкратом.
Колесо необходимо раскрутить и послушать звук, который от него исходит в свободном вращении. Изношенный подшипник будет издавать характерный шум вместо тихого хода. Кроме этого можно взять двумя руками колесо с разных сторон и проверить осевой люфт, дёргая его, то правой, то левой рукой.
Если замена подшипника задней ступицы неизбежна, необходимо подготовить орудия труда:
- домкрат;
- комплект ключей для авторемонта;
- ветошь, смазочные материалы, WD-40;
- верстак с тисками;
- специальные или кустарно изготовленные съёмники.
Новый подшипник упущен из списка умышленно, так как его покупку следует производить после демонтажа старого. Иногда после разборки узла возникает необходимость заменить подшипник вместе со ступицей или цапфой.
Как заменить подшипник задней ступицы самостоятельно
Любая работа в гараже начинается с облачения в спецодежду, освобождения места ремонта от ненужных предметов и обустройства освещения. Далее всё достаточно просто.
Необходимо следовать следующему алгоритму:
- КПП автомобиля ставится на первую передачу, передние колёса фиксируются «башмаками»;
- снимается защитный колпачок ступицы и с помощью керна отгибается вмятина на бортике гайки;
- торцевыми ключами срываются гайка ступицы и болты колеса;
- колесо вывешивается поднятием угла кузова домкратом;
- откручивается и снимается колесо;
- ввинчиванием болтов в съёмные отверстия или с помощью ударов через деревянную проставку снимается тормозной барабан;
- откручивается гайка ступицы;
- ступица снимается с полуоси (если ступица очень легко снимается с полуоси шкворня, то это может указывать на сильные износ посадочного места. Возможно, понадобится замена шкворня.). Для того, чтобы быстро снять ступицу можно прикрутить к ней колесо и дёрнуть его двумя руками или воспользоваться специальным съёмником;
- из ступицы извлекается стопорное кольцо и сальник;
- с помощью подходящего по диаметру отрезка трубы из ступицы выбивается подшипник;
- ступицу и полуось шкворня следует очистить от грязи, старой смазки, следов коррозии, посадочное место для обойм подшипника смазать.
На этом этапе разборка ступичного узла заканчивается. Проделав операцию впервые, даже неопытный автолюбитель сможет выучить, как заменить подшипник задней ступицы своими руками. В этом действительно нет ничего сложного.
Установка нового подшипника
Для того, чтобы автомобиль смог снова ездить, следует закончить работы и выполнить следующие технологические операции:
- впрессовывается новый подшипник в ступицу (не вбивается!). Для этого можно использовать тиски или длинный болт с шайбами большого размера. Для окончательной посадки подшипника можно использовать проставку из старой обоймы подшипника;
- новый сальник устанавливается на своё место также с помощью пресса или лёгкими ударами молотка через деревянную рейку. При установке подшипника и сальника необходимо следить за равномерностью их погружения, не допускать перекосов;
- ступица в сборе устанавливается на полуось цапфы. Внутренняя обойма подшипника ступицы ставится на место с помощью нанесения лёгких ударов молотка по отрезку трубы, внутренний диаметр которого чуть больше диаметра полуоси;
- закручивается (туго) гайка ступицы. Бортик гайки загибается в паз, распложенный на полуоси, устанавливается защитный колпачок;
- ставится на место тормозной барабан;
- прикручивается колесо;
- проверяется вращение колеса на новом подшипнике;
- автомобиль снимается с домкрата.
Как видно из описания, особой сложности смена подшипников не имеет, что позволяет автовладельцам выполнять эту манипуляцию самостоятельно, сэкономив деньги на посещении автосервиса.