Наверное, каждый автомобилист сегодня знает, что такое механическая и автоматическая трансмиссии. Однако, далеко не каждому отечественному автолюбителю известно о том, что представляет собой коробка автомат робот. Этот тип КПП, грубо говоря – механическая трансмиссия, где опции выключения сцепления и переключения скоростей автоматизированы. Поскольку этот тип КПП называется роботизированным, это означает, что агрегат управляется дополнительным устройством – электронным блоком, который при этом пользуется заложенными в него алгоритмами. В этой статье вы подробно узнаете о роботизированных трансмиссиях и их типах.
Как показывают отзывы, для роботизированных трансмиссий присущ не только комфорт традиционного «автомата», но и надежность, а также экономичность, как в случае с МКПП. Нужно подчеркнуть, что коробка автомат робот, помимо всего прочего, более дешевая, чем традиционные «автоматы». На сегодняшний день часто автомобильные концерны оборудуют этим типом трансмиссии свои автомобили.
Как устроена коробка автомат робот
В зависимости от производителя коробка автомат робот может различаться по своей конструкции, однако устройство у них идентичное – это механическая трансмиссия с автоматической системой управления и скоростями. Как известно, в традиционных «автоматах» применяется сцепление фрикционного типа. В частности, это может быть пакет фрикционных дисков или один диск. Некоторые авто-производители оборудуют свои трансмиссии двойным типом сцепления. Этот тип является наиболее прогрессивным и позволяет обеспечить передачу крутящего момента без потери мощности.
Коробка автомат робот как вы поняли, в основе конструкции имеет обычную «механику», а при производстве на предприятиях разработчики обычно используют уже имеющиеся технические решения. К примеру, автоматическая трансмиссия «Спидшифт» от компании «Мерседес-Бенц» производится на основе «автомата» 7G-Tronic, но в случае с «роботом» гидротрансформатор заменяется на фрикционное многодисковое сцепление. А вот роботизированные агрегаты СМГ от компании «БМВ» производятся на основе механической «шестиступки», которая оснащена электрогидравлическим приводом сцепления.
Необходимо отметить, что коробка автомат робот может быть оборудована либо электрическим, либо гидравлическим приводом сцепления и передач. Если авто оснащено «роботом» с электрическим приводом, то в этом случае исполнительными элементами являются серверные устройства, в частности электрический мотор и механическая передача. Если говорить о гидравлических приводах, то в них роль исполнительных устройств исполняют гидроцилиндры, которые управляются при помощи электромагнитных клапанов. Многие авто-производители именуют этот привод электрогидравлическим. Коробка автомат робот от «Опель» и «Форд» имеет гидравлический блок с мотором для изменения положения основного цилиндра привода.
Пожалуй, самым отличительным свойством электрического привода считается низкая скорость функционирования, поскольку в данном случае переключение скоростей происходит в среднем за 0.3-0.5 секунд, а также меньшее потребление энергии. Что касается гидропривода, то он регулярно поддерживает давление в системе, соответственно, потребляет больше энергии. Тем не менее, этот узел является более быстрым по сравнению с электрическим. Некоторые роботизированные трансмиссии, которыми оборудуются спортивные авто, могут переключать передачи с очень высокой скоростью. К примеру, в некоторых моделях Феррари этот показатель составляет 0.06 секунд.
Собственно, именно эти характеристики определяют сферу использования роботизированных КПП с электроприводом на бюджетных машинах, а с гидроприводом – на более элитных транспортных средствах.
Коробка автомат робот на электроприводе на сегодняшний день устанавливается в авто компаниями:
- Форд – Durashift EST;
- Пежо – 2-Троник;
- Ситроен – СенсоДрайв;
- Тойота – МультиМод;
- Опель – Изитроник;
- Митсубиси – Олшифт;
- Фиал – Дуалоджик.
Коробка автомат робот с гидроприводом выпускается компаниями:
- БМВ – КПП передач СМГ;
- Рено – Квикшифт;
- Альфа Ромео – Селеспид;
- Ауди – Р-Троник;
- Ламборджини – ISR.
Управление коробкой передач осуществляется электронной системой, состоящей из многих различных регуляторов и датчиков, а также блоком управления и прочими исполнительными устройствами и узлами КПП. Входные регуляторы предназначены для мониторинга важных параметров агрегата, таких как:
- показатель частота вращения диска;
- место расположения вилок для переключения передач;
- в каком положения находится селектор агрегата;
- какое давление жидкости в смазывающей системе агрегата;
- температура смазки.
Полученные параметры получает ЭБУ. На основании этой информации блок отдает команды исполнительным узлам, применяя алгоритмы, установленные автомобильным производителем. При функционировании блок напрямую функционирует с системой управления ДВС, а также ABS. Коробка автомат робот с гидравлическими приводами оборудуются дополнительным гидроблоком, предназначенным для управления цилиндрами, а также показателем давления.
Теперь что касается исполнительных узлов и устройств. Эти компоненты могут быть разными в зависимости от типа установленного на агрегат привода. К примеру, если привод является электрическим, то роль исполнительного устройства будет выполнять специальный моторчик, а если гидравлическим – то этим займутся электромагнитные клапаны.
КПП с двойным сцеплением
Основываясь на практике и отзывах от других потребителей, одним из главных минусов коробки автомат робот считается относительно немалое время переключения режимов. В итоге это может привести к толчкам и рывкам, а также ухудшению свойств динамики на некоторое время, что напрямую влияет на комфорт при управлении машиной. Данная проблема была решена разработчиками благодаря внедрению дополнительного сцепления в конструкцию агрегата, в результате чего водитель теперь может переключать передачи без потери потока мощности.
Нужно также добавить, что двойное сцепление дает возможность при активированной передаче выбирать следующую, а если понадобится – то включить ее сразу же, без потери времени. Именно поэтому «робот» с двумя сцеплениями иногда называется преселективной КПП.
Коробка автомат робот имеет еще одно немаловажное преимущество: хорошая скорость при переключении режимов, которая зависит исключительно от скорости переключения муфт. Помимо всего прочего, роботизированные трансмиссии довольно компактны, а это очень важно для авто с малым объемом двигателя. Кроме того, КПП с двойным сцеплением потребляются на порядок больше энергии, в результате чего можно добиться отличной динамики автомобиля, а также экономии потребляемого бензина.
На сегодняшний день двойное сцепление устанавливается на трансмиссиях при производстве автомобилей:
- Фольксваген – КПП передач ДСГ;
- Порше – PDK;
- Форд и Вольво – коробки Пауэршифт;
- БМВ – DCT M Drivelogik;
- Мерседес Бенз – Спидшифт ДСТ;Ауди – С-Троник;
- Альфа Ромео – ТСТ;
- Митсубиси 0 Twin Clutch SST.
Все описанные выше трансмиссии оборудованы разработчиками гидроприводом. Исключением является только коробка автомат робот Рено – ЕДС – поскольку он оборудуется электроприводом сцепления и передач. Что касается времени переключения режимов, то здесь данный показатель составляет 0.29 секунд.
Самыми первыми производство и монтаж роботизированных коробок передач на свои автомобили наладили компании «Фольксваген» и «Ауди» – это произошло в 2003 году. Коробку передач С-Троник от Ауди можно назвать аналогом ДСГ, поскольку в целом она почти ничем не отличается от последней. Но в С-Троник КПП устанавливается продольно оси на заднее- и четырех-приводные машины.
Что касается коробки передач DCT M от компании «БМВ», то в систему ее управления была внедрена еще одна функция Драйвлоджик, в результате чего автомобилист получает возможность езды на одиннадцати различных передачах. Шестью из них можно управлять в режиме ручного включения, а остальные пять – это автоматические режимы переключения передач. Нужно добавить, что опция Драйвлоджик дает возможность агрегату адаптироваться под метод езды каждого отдельного водителя.
Коробка автомат робот – видео:
Коробка автомат робот – принцип работы
Теперь поговорим о принципе функционировании этого типа агрегата. Работа КПП может проходить в нескольких режимах – автоматическом либо полуавтоматическом:
Если был активирован автоматический режим, то устройство ЭБУ управляет агрегатом с помощью исполнительных компонентов. Это функционирование происходит на основании использования установленных алгоритмов при получении сигналов со всех регуляторов.
Если говорить о полуавтоматическом режиме, то он присутствует на всех без исключения «роботах». Нужно отметить, что этот режим аналогичен функции Типтроник на АКПП, подробнее о которой вы также можете подробно прочитать на нашем ресурсе. Таким образом, автомобилист может по очереди переключать передачи с наименьшей на большую и наоборот. Это происходит с применением рычага или подрулевых переключателей.