Чем более опытный водитель, тем лучше он знает, как качество бензина способно влиять на работу двигателя и срок его службы. Топливная и выпускная системы также напрямую зависят от состояния заливаемой в бензобак субстанции.
Вероятно, каждый отмечал вскоре после посещения АЗС падение тяги и слабую динамику авто, неприятные стуки в моторе, неровную работу на холостых оборотах, затрудненный пуск двигателя, а также слишком большой расход топлива. Все это вместе либо отдельными симптомами может указывать на некачественное топливо. Конечно, не со стопроцентной гарантией, однако повод задуматься есть. Особенно это касается иномарок, потому как отечественные автопроизводители все же ориентируются в наших условиях и, судя по всему, конструктивно предусматривают работу своих машин в условиях хронически низкого качества топлива на заправках.
Немецкие авто зачастую больше всего страдают от алчности топливных магнатов и рядовых продавцов, стремящихся за счет присадок создать видимость качественного бензина, за который автовладельцы платят сначала на АЗС, а затем еще раз, но уже на автосервисе.
В отличие от дизельного топлива, где присадки являются желательной нормой, бензин, если он изначально качественный, в каких-то дополнительных химических «костылях» не нуждается и при соблюдении предусмотренного заводом-изготовителем октанового числа должен хорошо выполнять свою работу с любым двигателем, будь то Lada или BMW. Но… часто мы наблюдаем несколько иную картину.
Покупая в супермаркете либо на рынке продукты питания, мы автоматически производим беглый осмотр внешнего вида взятого с полки продукта, его соответствие базовым критериям качества (цвет, тактильные ощущения, целостность упаковки, запах, вес), а также смотрим на дату изготовления и срок годности, конечную дату реализации. Все это никоим образом не гарантирует покупку стопроцентно качественного продукта — наиболее точно это может определить экспертное исследование, что в повседневной жизни миллионов рядовых потребителей попросту невозможно. Тем не менее, базовая оценка существенно увеличивает наши шансы на правильную покупку. С бензином же подобное не происходит, мы не то что не оцениваем, мы даже обычно не видим, что заливаем в бензобак! Оценка качества топлива происходит уже потом, когда езда доставляет нам удовольствие либо огорчение.
Наверняка вы и раньше подумывали насчет предварительной проверки качества бензина, а если читаете эту статью, то, вероятно, актуальность данного вопроса как никогда высока. На самом деле, ничего сложного в этом нет, некоторые способы проверки вообще могут быть отнесены к категории экспресс-анализа.
1. Смотрим на цвет бензина
Первым делом, обратите внимание на цвет предлагаемой взамен ваших денежных знаков горючей жидкости. Здесь вариантов быть не может: чистый, качественный бензин — это жидкость бледно-желтого цвета либо вовсе (почти) бесцветная. Химическая наука не знает других цветовых оттенков данного нефтепродукта, поэтому все, что отличается — верный признак наличия присадок неизвестного качества. Поэтому, увидев бензин ярко-желтого, красного или другого цвета, можете поинтересоваться у главного менеджера АЗС насчет подобного несоответствия, хотя практически всегда вы услышите о новых технологических разработках топливной компании, которые улучшают качества бензина до некоего «европейского» уровня. Либо и вовсе — в мире «аналогов нет». Проверить истинность подобных объяснений вы вряд ли сможете, поэтому верить или нет — ваше решение.
2. Оцениваем запах
Второй этап экспресс-проверки — оценка запаха. Скорее всего, вам известно, как должен пахнуть чистый бензин. Поэтому любые оттенки запаха серы, газа, масла либо еще чего-то должны сильно насторожить: вероятность грубой подделки, которая обязательно аукнется вашему автомобилю, чрезвычайно высока! Наличием улучшающих присадок подобное отклонение уже не объяснить.
3. Ищем плохие присадки
А теперь капните немного бензина себе на руку. Несложно представить, что подобное летучее вещество должно за считанные секунды испариться без следа. Если так и произошло, то есть основания успокоиться и не проводить дальнейшие опыты, о которых речь немного далее: имеющий в своем составе присадки ненадлежащего качества бензин не испарится полностью, но оставить на коже маслянистый след. Неприятно? А для вашего катализатора так вообще губительно…
4. Проверяем наличие масла
Если при изучении запаха взятого на пробу бензина вы уловили несильный (ну или сильный, тогда вообще лучше сразу уехать на другую заправку) запах масла, предлагаем еще один «дедовский» способ. Он также простой, потребуется лишь клочок чистой белой бумаги. На эту бумагу нанесите несколько капель бензина и также дайте ему испариться, а затем внимательно посмотрите: чистый бензин вообще не оставляет следов на бумаге, наличие же жирных либо изменивших цвет пятен практически безошибочно указывают на наличие масла, если не чего-нибудь похуже.
Данный эксперимент, в сравнении с предыдущей пробой на руке, считается более «чистым» с точки зрения принципов научного познания, поскольку поверхность кожных покровов, в отличие от чистой бумаги, покрыта потожировыми выделениями, которые вроде как могут повлиять на конечный результат.
5. Выявление воды в бензине
Вода — не лучший компонент бензина, поэтому нам также стоит убедиться в ее отсутствии, прежде чем накормить этим бензином своего стального коня. Особенно опасно лить в бак бензин с водой в холодное время года: оседая, в силу своих физических свойств, на дно бензобака и замерзая там, вода обеспечит невезучему автовладельцу незабываемые проблемы, настолько большие, насколько и очевидные…
Выявить воду в бензине достаточно просто: наливаете в стакан или другую чистую прозрачную посуду бензин и бросаете туда несколько крупинок марганцовки. Чистый бензин не отреагирует на малое количество перманганата калия KMnO4, зато присутствующая там вода окрасится во всем нам с детства знакомый розоватый цвет.
Важно: будьте осторожны и не стремитесь насыпать марганцовки «побольше, чтоб результат вернее был». В таком случае вообще ни о каком точном результате речь не идет, поскольку и сам бензин может изменить цвет, вводя незадачливого экспериментатора в заблуждение.
6. Проверка на смолы
Переходим к последнему из наших подручных экспериментов относительно качества бензина — проверке наличия в нем смол. Заметьте, мы здесь не стремимся спрогнозировать последствия воздействия отдельных примесей некачественного бензина на двигатель и сопутствующие системы автомобиля, поскольку любое допущение — уже компромисс, ответственность за который возлагается на самого автовладельца.
Итак, берем приобретенный бензин и отходим/отъезжаем подальше от заправочной станции, а заодно и других пожароопасных мест вроде посадок и посевов, особенно в жаркую и сухую погоду. Это крайне важно, потому как будем немного поджигать этот самый бензин.
В качестве лабораторного оборудования возьмем кусок прозрачного стекла с чистыми поверхностями, выльем на него немного бензина и подожжем. А когда весь бензин выгорит, посмотрим на то, что осталось на поверхности стекла (будьте осторожны, стекло сильно нагрелось!).
Белый след — от чистого бензина, который можно заливать в бензобак машины. Оставшиеся от горения следы с грязновато-коричневыми или желтыми разводами свидетельствуют о том, что такие же будут и на внутренних поверхностях вашего двигателя. Нужно вам такое?
Подведем итог
Все мы знаем, насколько важен чистый и качественный бензин для любого двигателя — хоть иномарки, хоть отечественного авто. Хорошее топливо позволяет экономить как на нем самом (расход нормализуется к паспортному), так и на обслуживании автомобиля (ремонт с заменой дорогостоящих деталей откладывается на неопределенное время). Хорошее топливо придает уверенности и доставляет удовольствие от плавной езды и нормальной работы двигателя.
Решить вопрос качества поставляемого на отечественные АЗС топлива мы не в силах, однако выбор места заправки сегодня большой и регулярным экспресс-обследованием предлагаемого бензина можно выявить места злостного нарушения прав потребителя и нормальные заправки, ведущие бизнес более ответственно. Мы можем выбирать лучшие варианты, а как выявить лучших — в этом вам помогут описанные выше простые, но многократно проверенные способы.
__________________
* Простите нас, деды — в ваше время подобного безобразия с бензином не было.